Городская экспериментальная площадка

Деятельность педагогических лабораторий МО «Лествица» в 2011-2012 году.

В 2011-2012 году в рамках городского методического объединения педагогов, реализующих программы духовно-нравственной направленности «Лествица» работали три педагогических лаборатории: «Использование мультимедийных средств обучения при изучении “Основ православной культуры”», «Духовное краеведение Волго-Донского края» и «Нравственные категории Православия на уроках по русской словесности». С декабря по август эти лаборатории принимали активное участие в реализации Проекта «Методическая подготовка педагогов к организации духовно-нравственного образования и воспитания в светских образовательных учреждениях на основе ценностей православной культуры», осуществляемого на средства Благотворительного Фонда преподобного Серафима Саровского. Педагоги участвовали в заседаниях лабораторий, проводили мастер-классы на детях и своих коллегах, экскурсии в православные храмы и монастыри. Ниже мы помещаем информацию об этих мероприятиях. С видеоотчетом о некоторых из них вы можете познакомиться на интернет-площадке «Начинание» (www.nachinanie.org).

Лаборатория «Использование мультимедийных средств обучения при изучении «Основ православной культуры»».

Заседания лаборатории.

Первое заседание педагогической лаборатории «Использование мультимедийных средств обучения (далее – ММСО) при изучении “Основ православной культуры”» состоялось в декабре 2011 г. С сообщением «Психолого-педагогические основания использования ММСО на современном уроке» выступила педагог-организатор МОУ Центра «Истоки» Елена Арнольдовна Сиротина. В сообщении были освещены основные положения, на которые педагогам можно ориентироваться при создании, отборе и использовании ММСО, а также некоторые специфические черты их применения при изучении «Основ православной культуры».
Опыту применения ММСО при подготовке и проведении общешкольного праздника Рождества Христова было посвящено выступление учителя начальных классов МОУ СОШ № 93 Советского района, руководителя районного методического объединения педагогов, реализующих программы духовно-нравственного образования и воспитания Хрипуновой Елены Геннадиевны. Были показаны возможности представления глубокого содержания духовно-нравственных традиций посредством современных электронных аудиовизуальных средств. Елена Геннадиевна осветила особенности работы с ММСО как на этапе подготовки, так и при собственно проведении праздника.

Февральское (2012 г.) заседание педагогической лаборатории «Использование мультимедийных средств обучения при изучении “Основ православной культуры”» имело сугубо практикоориентированный характер. С сообщением «Использование программы Microsoft PowerPoint Microsoft для подготовки учебных презентаций разных типов» выступила педагог дополнительного образования МОУ Центра «Истоки» Юлия Александровна Мелихова. После содержательного обзора возможностей программы и представления классификации учебных презентаций, созданных на ее основе, Юлия Александровна показала участникам конкретные приемы работы с программой. В частности, непосредственно во время заседания лаборатории была создана небольшая модель электронной викторины по теме «Православная икона».
В продолжение выступления педагог-организатор МОУ Центра «Истоки» Елена Арнольдовна Сиротина продемонстрировала презентации разных типов, используемые на занятиях по «Основам православной культуры», которые могут послужить образцами для дальнейшей работы педагогов: «Минута красоты», «Караоке», «Литература+музыка+ИЗО».
В заключение заседания заместитель директора по научно-методической работе МОУ Центра «Истоки» Татьяна Валентиновна Берсенева познакомила участков с опытом сочетания традиционных средств обучения и ММСО при изучении темы «Сорок севастийских мучеников». Была показана работа с аудиозаписью рассказа протоиерея Сергия Николаева «Жаворонки» из аудиосборника «Ангелы детства», примеры вводной и заключительной беседы, работы с раскраской, возможные варианты последействия.

24 апреля 2012 г. состоялось итоговое (третье )заседание педагогической лаборатории «Использование мультимедийных средств обучения при изучении “Основ православной культуры. Оно было посвящено рассмотрению специфики использования на занятиях по «Основам православной культуры» видеофильмов разного типа.
Педагог дополнительного образования МОУ Центра «Истоки» Елена Викторовна Савенкова рассказала об особенностях работы с мультипликационными фильмами библейского содержания и детскими художественными фильмами. Были показаны методические приемы «подведения» к видеофильмам (подготовка восприятия их идейно-художественного своеобразия), а также способы построения обобщающей беседы.
Использованию на занятиях по «Основам православной культуры» советских мультипликационных фильмов было посвящено выступление педагога дополнительного образования МОУ Центра «Истоки» Юлии Александровны Мелиховой. Эту тему продолжило сообщение «Изучение православно-христианского учения о страстях на материале серии «Запретный плод» мультсериала “Смешарики”» методиста МОУ Центра «Истоки» Елены Арнольдовны Сиротиной.
Завершило заседание выступление педагога дополнительного образования МОУ Центра «Истоки» Татьяны Юрьевны Александровой. Татьяна Юрьевна рассказала об опыте использования на занятиях документального фильма «Хрустальный мальчик». Были показаны особенности работы над этим фильмом с учетом возрастных особенностей разных групп школьников, показаны различные проблемные вопросы, которые могут быть поставлены в центр обсуждения фильмов, очерчены трудности, с которыми может столкнуться учитель при подготовке и проведении занятий по этому фильму.

Мастер-классы

  • Мастер-класс «Минута красоты». Провела Е.А Сиротина, методист МОУ Центра «Истоки».
  • Мастер-класс Сиротиной Е.А. состоял из пяти этапов: теоретическое обоснование «Минуты красоты», практикум по созданию презентации, практическое освоение применения приема, проведение «Минуты красоты» и обсуждение итогов мастер-класса.
    В теоретическом обосновании были раскрыты психологические особенности школьников, которые легли в основу данного приема, а также элементы содержания предмета ОПК, реализуемые через него: для учащихся начальной школы особенно важными являются такие формы работы, которые не только при помощи слова воздействуют на их сознание, но и обращают к непосредственному сердечному восприятию окружающего мира. Для современного ребенка особенно важна возможность непрагматического взгляда на обыденные вещи, попытки услышать голос окружающих его предметов, и в нем обнаружить отзвуки Небесных логосов.
    Практикум по созданию презентации включал в себя знакомство с правилами создания презентаций и освоение конкретных приемов работы с программой PowerPoint. Переход от слайда к слайду лучше сделать сглаженным, а фон слайда – глухого черного цвета; содержательно видеоряд должен быть связан с темой занятия, достаточно разнообразным и выразительным, по возможности связанным последовательно или контрастно; для первого этапа работы предпочтительнее отбирать фотоматериал, а не репродукции картин; фотографии большего формата предъявляется для просмотра в течение 5-6 секунд, меньшего – 3-4; музыкальное сопровождение должно тщательно подбираться, для первого этапа работы также предпочтительнее использовать произведения так называемой современной классики, музыки со звуками живой природы; по мере готовности учащихся можно выбирать классическую и духовную музыку.
    Затем участники мастер-класса познакомились с правилами проведения «Минуты красоты» на уроке; поучаствовали в ней и провели обсуждение данной формы, в котором указали на перспективы ее использования и совершенствования.

  • Мастер-класс «Электронная викторина». Провела Ю.А. Мелихова, педагог МОУ Центра «Истоки».
  • Мастер-класс открывался сообщением Ю.А. Мелиховой об особенностях контроля на занятиях по ОПК. Как одна из эффективных форм, открывающих возможности для познавательной и рефлексивной деятельности учащихся, была предложена электронная викторина.
    На втором этапе предлагалось практическое освоение техники создания викторины: в программе PowerPoint, были показаны приемы работы с гиперссылками и изображениями; а также выбор оптимального дизайна и анимации. Кроме того, было освоено создание проекта викторины и правила подбора изобразительного и звукового материала для нее.
    На третьем этапе состоялось проигрывание готовой викторины и обсуждение возможных форм ее проведения. Участники мастер-класса высказывались об эффективности викторины как формы контроля, высокую степень интерактивности данного вида работы, возможности использования ее для индивидуальной и групповой видов работ, привлекательности для учащихся, воспитательный потенциал викторины.

  • Мастер-класс «Пятый день творения». Провела Е.А. Сиротина, методист МОУ Центра «Истоки».
  • Мастер-класс Е.А. Сиротиной был проведен на занятии кружка «Основы православной культуры» в МОУ СОШ № 10 г. Волгограда.
    Был дан пример работы с учебной презентацией, посвященной пятому дню творения. На ее основе было показано, как мультимедийное средство помогает в организации рефлективной, смыслопоисковой деятельности учащихся, а также делает занимательным и легким для усвоения предлагаемый материал.
    Педагоги, присутствовавшие на мастер-классе, отметили удачную подачу материала, снимающую в сознании детей резкое противоречие между научным объяснением происхождения мира и учением о сотворении мира Богом. Яркий, красочный материал презентации вызвал у детей оживленную дискуссию и обеспечил усвоение изучаемого материала.
    На занятии в качестве обобщающей формы была показана работа с мультфильмом по теме урока (использовался мультфильм «Сотворение мира» из серии «Истории Ветхого Завета»), который стал эмоциональной кульминацией урока и послужил основой для домашнего задания

  • Мастер-класс « Электронная викторина». Провела Ю.А. Мелихова, педагог МОУ Центра «Истоки».
  • Мастер-класс Ю.А. Мелиховой представлял собой целостное мероприятие с целью контроля знаний по объемной теме «Православная икона» в кружке «Основы православной культуры» на базе МОУ СОШ № 37. Были показаны возможности формы электронной викторины в плане организации познавательной и рефлексивной деятельности учащихся.
    При помощи разных частей викторины в несколько этапов в игровой, увлекательной форме была организована индивидуальная и групповая работа учащихся. Для присутствовавших на мастер-классе было очевидно, что целью контроля при помощи данной формы ставилось не уличение «слабых» учеников в незнании материала, а взаимная поддержка, обогащение и восполнение знаний, получение опыта командной работы. На занятии ученики испытывали эмоциональный подъем, были доброжелательны не только к членам своей команды, но и к «противникам».

  • Мастер-класс «Святые апостолы». Провела И.Н. Гришина, педагог дополнительного образования МОУ Центра «Истоки с детьми школы-интерната № 8
  • У воспитанников школы интерната № 8 в течение учебного года педагогом И.А Гришиной ведется кружок «Основы православной культуры». В летнее время с теми детьми, у которых нет возможности жить дома (неблагополучные родители и т.д.), занятия продолжаются. Но занятия ведутся в рамках дополнительной программы, специально составляемой на этот период.
    В начале мастер-класса «Святые апостолы» дети смотрели мультипликационный фильм «Апостолы», затем отвечали на вопросы и уточняли слова, услышанные во время просмотра мультипликационного фильма «апостол», «проповедовать», «первозванный». После этого дети выполняли практическое задание – вписывали пропущенные буквы в имена апостолов (задание было получено на карточках). В завершение мастер-класса дети отвечали на вопросы: «Какими качествами обладали ученики Иисуса Христа? Что помогало им нести в мир проповедь о Христе и спасении мира?» Детям было предложено рассмотреть бумажные сердечки, на одной стороне которых были написаны хорошие качества, а на другой плохие и положить их хорошими качествами вверх.
    Качества, записанные на сердечках: трудолюбие, гордость, ложь, доброта, злость, кротость, упрямство, щедрость, скупость, послушание, честность, благодарность, любовь к ближним, ответственность, умеренность, зависть.

  • Мастер-класс «Добродетели». Провела Ю.А. Мелихова, педагог дополнительного образования МОУ Центра «Истоки» с детьми , посещающими пришкольный лагерь МОУ СОШ 37 г. Волгограда.
  • В основу занятия была положена игра по теме «Добродетели». Перед игрой дети посмотрели мультипликационные фильмы по данной тематике: «Два жадных медвежонка», «Просто так», «Великан-эгоист». Несмотря на то, что часть детей, посещающих лагерь, не участвовала в работе кружка «Основы православной культуры» в течение года, ребята с удовольствием участвовали в игре, вместе обдумывая ответы, выбирая из них единственно правильный.
    В завершение мастер-класса Ю.А. Мелихова познакомила педагогов с методикой подготовки и проведения игры. Игра (по форме) называется «Русское лото». Для игры потребуются листы А4 по числу участников (или один на двоих), с таблицей по 12 ячеек, в которые вписаны ответы. Ответы у всех могут быть одинаковыми, но можно составить и разные. Если вопросы одинаковые для всех участников, то для ведущего потребуется один такой лист бумаги с таблицей в 12 ячеек с вопросами, а если разные, то – по их количеству. Свой лист ведущий для удобства заранее разрезает по ячейкам. Кроме того, каждому игроку (или паре) раздаются фишки (маленькие листочки) для ответа. Ведущий поочередно читает карточки с вопросами. Каждому игроку нужно закрыть ячейки на своей карточке, дав правильный ответ. Кто правильнее это сделает, тот и победил.
    Педагоги, присутствующие на мастер-классе, выразили надежду, что такая форма работы заинтересует детей и будет способствовать повышению интереса к изучению православной культуры на следующий год.

  • Мастер-класс «Доброта и милосердие». Провела Е.В. Савенкова, педагог дополнительного образования МОУ Центра «Истоки».
  • Мастер – класс Е.В. Савенкова проводила на базе пришкольного лагеря МОУ лицея № 8 Дзержинского района г. Волгограда. Во время мастер –класса дети смотрели фильм «Щенок» (автор сценария Николай Агафонов, режиссер Мария Евстафьева) и обсуждали увиденное. Обсуждение фильма планируется педагогом, но, как правило, ребята начинают делиться своими впечатлениями сами, задают вопросы. Ответив на вопросы, Е.А. Савенкова предлажила ребятам дать свое определение добра и зла, записывая их соответственно на правой и левой стороне доски. Оказалось, что определений зла больше. Ребятам было предложено подумать, почему так получается. Дети пришли к выводу, что зло совершать намного легче.
    «Всегда легче толкнуть того, кто толкнул тебя и совсем не хочется себя сдерживать»,- сказал один учеников. Ребята приводят еще примеры проявлений добра и зла и тех трудностей, которые встречаются на их жизненном пути. Потом педагог предлагает рассмотреть ситуации, в которых зло выдает себя за добро. Детьми было предложено обсудить ситуации из мультипликационного фильма про «Шрек» Выяснилось, что этот мультфильм смотрели все. Развернулась целая дискуссия, всем хотелось высказать свое мнение. После этого вернулись к главному герою фильма – Алеше. Детям было предложено ответить на вопросы: изменился ли Алеша после происшедшего с ним? Правильно ли поступил Алеша? Почему он так поступил? Произошла ли у мальчика встреча с Богом? Если «да», то когда? Дети активно отвечали на вопросы. Большинство одобряли Алешу и высказывали желание поступать так же, как он. Завершая занятие Е.А. Савенкова рассказала о Герое России Сергее Солнечникове, нашем земляке, который в этом году спас солдат ценой своей жизни.

    Лаборатория «Духовное краеведение Волго-Донского края»

  • Заседания лаборатории.
  • - 6 марта в храме св. Иоанна Кронштадского, расположенном в Краснооктябрьском районе, состоялось первое заседание педагогической лаборатории «Духовное краеведение Волго-Донского края». Темой заседания было выбрано следующее – «Деятельность воскресных школ по православному краеведению».
    Директор воскресной школы храма святого Иоанна Кронштадтского Наталия Алексеевна Андрейшина рассказала об опыте краеведческой работы своего учреждения. С 1996 г. на приходе Святого праведного Иоанна Кронштадтского работает воскресная школа «Вдохновение» для детей и взрослых. В настоящее время в школе занимаются более 100 человек. Кроме воскресного дня, занятия ведутся и в будни. Работают кружки: краеведение бисероплетение, ИЗО, рукоделие. Н. А. Андрейшина рассказала об уникальном опыте проведения занятий краеведческого кружка. В этом кружке дети изучают жития тех святых, котором посвящены храмы района и святых Волгоградской епархии, как канонизированных, так и тех, на которых собирают документы для канонизации. Самыми любимыми для младших детей являются занятия, посвященные истории храмов и монастырей Волгоградской епархии. Дети узнают ее, создавая собственные объемные макеты из пластилина и природного материала. Работа кропотливая, на изготовление одной объемной работы уходит почти весь учебный год. Зато сколько подробностей можно узнать о монастыре или храме за это время! Старшие дети пишут исследовательские работы, готовят презентации, с которыми выступают перед педагогами и детьми своего района и города. В летний период времени для детей организовывается отдых на территории прихода и на территории Каменно-Бродского мужского монастыря, где дети трудятся и отдыхают.
    Настоятель Каменно – Бродского мужского монастыря игумен Елисей (Фомкин), являющийся автором нескольких книг, подготовил доклад на тему «Исследовательская и просветительская деятельность по православному краеведению». Библиотекой прихода была подготовлена выставка книг о православных святынях Волго – Донского края. Педагоги воскресной школы подробно рассказали как о содержании книг, так и о том, как эти книги используются в работе с детьми. Литературой библиотеки храма св. Иоанна Кронштадтского было предложено пользоваться всем участникам педагогической лаборатории. В завершение встречи всем участникам лаборатории были подарены буклеты об истории храма св. Иоанна Кронштадского и Каменно-Бродского мужского монастыря (храм является его подворьем в г. Волгограде).

    26 марта в МОУ Центре «Истоки» состоялось второе заседание городской педагогической лаборатории « Духовное краеведение Волго – Донского края». Отправной точкой его работы стали слова протоиерея Сергея Правдолюбова: «Краеведение – это познание окружающего нас мира, и не только вчерашнего или сегодняшнего, а некоторое ориентирование в том, каким должно быть наше будущее. Мы опираемся на опыт отцов и дедов. Но, к глубокому сожалению, наше время относится с презрением к тому, что было раньше, чем жили наши предки. А ведь по сути ничего не меняется: грехи – те же, желания – такие же, стремления – почти такие же. Да почти ничего в человеке не изменилось! Разве что технический прогресс – именно технический, потому что другого прогресса нет, один регресс. И потому так важно, что окружающая нас жизнь оставила такие дивные отметины, как древний Херсонес, древние рукописи, сельский храм, часовня, крест». В подтверждение этих слов прозвучали выступления педагогов-участников лаборатории. Елена Геннадиевна Хрипунова рассказала о работе с детьми над проектом «Храмы Царицына – Сталинграда – Волгограда», Елена Борисовна Дерина – «Зацарицынский форштадт». Ирина Александровна Солина рассказала об уже почти забытом опыте работы по созданию рукописной книги. Книга называлась «Дорога к храму» и посвящена храму Успения Пресвятой Богородицы, расположенному в Красноармейском районе г. Волгограда, недалеко от МОУ СОШ 62, в которой обучались ее авторы. В завершение работы лаборатории с анонсом книжных новинок по православному краеведению выступил пресс- секретарь Волгоградской епархии кандидат философских наук Сергей Михайлович Иванов, сам являющийся автором и соавтором многих представленных книг. Он же рассказал об исследованиях по православному краеведению, ведущихся в нашей области и непосредственно в г. Волгограде.

    21 марта в истрико –краеведческом отделе городского детско-юношеского Центра прошло третье заседание городской педагогической лаборатории по теме: «Христовы воины». Участники лаборатории знакомились с методами генеалогического поиска православных священников, прихожан различных церквей города Волгограда.
    Пред педагогами выступил член Царицынского генеалогического общества Марк Валерьевич Бутурлинский. Он рассказал об источниках генеалогической информации, дал их подробную характеристику. Педагогам для рассмотрения были предложены ксерокопии материалов из различных архивов, которыми Марк Валерьевич пользовался в своей исследовательской работе.
    Тему продолжила руководитель городского детского клуба « Корни и крона», педагог дополнительного образования Светлана Владимировна Воротилова. Она представила методические рекомендации по изучению родословия священников.
    Наталья Андреевна Карюкина, учитель МОУ СОШ № 129, познакомила участников лаборатории с обзором архивных и музейных фондов по православному краеведению Волгограда. Список фондов, который она представила, несомненно, очень поможет как педагогам, так и детям в изучении православного краеведения Волго – Донского края.

    18 мая 2012 года на базе МОУ СОШ № 58 Советского района города Волгограда прошло завершающее заседание лаборатории «Духовное краеведение Волго – Донского края».
    Перед педагогами с приветственным словом выступил протоирей храма равноапостольной княгини Ольги отец Алексей. Он рассказал об опыты сотрудничества прихода и школы по духовно- нравственному воспитанию, благословил присутствующих и сделал маленькие подарки – иконочки с изображением равноапостольной княгини Ольги.
    На заседании лаборатории был представлен опыт работы муниципальных образовательных учреждений по православному краеведению. Руководитель МО Советского района по духовно- нравственному воспитанию Хрипунова Е.Г рассказала об опыте работы района. Особенный интерес всех присутствующих вызвало ее сообщения о праздновании православных праздников в МОУ СОШ № 93, которые в течение трех последних лет проводятся совместно с приходом храма Богоявления Господня, расположенном недалеко от школы. Педагог – психолог школы № 58 Ольга Константиновна Никифорова презентовала программу « Моя малая Родина», значительное место в которой занимает блок краеведения, в том числе православное.
    Во второй части работы педагогической лаборатории был представлен опыт работы МОУ СОШ 58 по осуществлению работы по православному краеведению через кружки прикладного творчества. Ученики школы под руководством педагогов ДЮЦ изготавливают народные игрушки и сувениры, связанные с традицией празднования на Дону Рождества Христова, Вознесения Господня, Троицы, других православных праздников. Педагоги дополнительного образования познакомили участников лаборатории и с опытом создания пластилиновых мультфильмов с детьми. Во время обсуждения результатов лаборатории на круглом столе решено провести в следующем учебном году обучающие занятия по изготовлению пластилиновых мультфильмов и создать такие мультфильмы с детьми к праздникам Рождества Христова и Пасхе Христовой, провести городской фестиваль пластилиновых мультфильмов православной тематики.

    Мастер-классы

  • Мастер-класс «Происхождение фамилий священников». Провела С.В. Воротилова, педагог ДЮЦ г. Волгограда, руководитель городского детского клуба « Корни и крона».
  • Занятие проходило в интерактивной форме. Педагоги – участники мастер-класса по фамилии, предложенной для исследования, определяли возможные варианты ее происхождения и проверяли свои версии архивными данными. Проведение такого рода исследования фамилии как культурно-исторического феномена, по мнению педагога возможно, т.к. духовенство получило фамилии в XVIII веке. Большая часть священнических фамилий относится к разряду искусственных фамилий, которые давались молодым людям в семинарии, если они поступали туда бесфамильными или если фамилия семинариста чем-то не нравилась духовному начальству. Так, например, было принято давать новые фамилии, если своя фамилия была неблагозвучной или представлялось простоватой. Искусственные фамилии, дававшиеся в священнической среде, легко выделить среди всех прочих. Не оставляют никаких сомнений о своём происхождении фамилии, образованные от названия святых мест святых мест (Голгофский, Фаворский), названия христианских праздников (Рождественский, Четвергов), от имён святых (Иоанов, Борисоглебский), от названий драгоценных камней, цветов или природных явлений (Алмазов, Гиацинтов, Солнцев, Востоков), от слов греческого или латинского происхождения, иногда служащие своеобразным переводом естественно закрепившейся фамилии (Песков – Аренский, Веселов – Гиляровский) и т.п. Достаточно большое количество фамилий священников образованы от названий наследственных приходов или приходов, в которые они получали назначение (Белинский, Достоевский). Таким образом, изучение происхождения конкретной фамилии относит исследователя к вопросам истории России и положения духовного сословия, осмысливанию феномена фамильной чести, сочетающее в себе все заслуги предков.

  • Мастер-класс « Народные игрушки Донского края». Провели Е.А. Малова и Е.С. Платонова, педагоги ДЮЦ Советского района г. Волгограда.
  • На мастер-классе Е.А. Маловой и Е.С. Платоновой участники лаборатории учились изготавливать народные игрушки и сувениры, связанные с традицией празднования на Дону Рождества Христова, Вознесения Господня, Троицы, других православных праздников. Игрушки изготавливались из природного материала: ароматных трав наших степей, комочков овечьей и козьей шерсти, шерстяных ниток, лоскутков. Помогали педагогам дети, обучающиеся МОУ СОШ 58, освоившие навыки изготовления игрушек в кружке народного прикладного творчества. Е.А. Малова познакомила участников мастер-класса с легендами донских казаков о чудесной помощи трав и цветов донских степей, рассказала об их целебных свойствах. Е.С. Платонова подробно описала игрушки, связанные с традициями празднования праздников народного календаря на Дону. С мастер-класса участники лаборатории ушли с фигурками ангелов, людей, птиц.

  • Мастер-класс «Наши православные обители». Провела Т.В. Ситникова, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №5.
  • Мастер-класс Т.В. Ситниковой был проведен с детьми старшего возраста на базе воскресной школы « Вдохновение» храма св. Иоанна Кронштадского. Участники лаборатории «Духовное краеведение Волго-Донского края». Мастер – класс проходил в форме завершающего этапа работы над исследовательскими ученическими проектами о храмах и монастырях Волгограда и волгоградской области. Обучающимися МОУ СОШ № 5, МОУ СОШ 34, МОУ СОШ 95, МОУ гимназии № 12, воскресной школы «Вдохновение» в форме презентаций и устных рассказов, были представлены исследовательские работы о монастырях Волгоградской области. Присутствующие познакомились с интересные сведениями из истории Каменно-Бродского Свято-Троицкого, Свято–Вознесенского Кременского, Спасо-Преображенского Усть-Медведицкого Серафимовического монастырей и уникальными авторскими фотографиями, отражающими историю обителей. Особый интерес вызвал проект о храме св. Иоанна Кронштадского, преображение которого происходит буквально на наших глазах и связано не только со строительством нового здания храма, но и с той социальной миссией, которую осуществляет приход храма в Краснооктябрьском районе г. Волгограда. Авторы проекта говорили о социальном служении прихожан как о продолжении дела св. Иоанна Кронштадского. Ученики МОУ СОШ № 5, представившие этот проект, подготовили не только презентацию, но и экскурсию по территории храма, которую они проводят совместно с учениками воскресной школы «Вдохновение». Все выступающие ответили на многочисленные вопросы присутствующих педагогов о работе над проектами.

  • Мастер-класс « Святыни нашего края». Провела Н.А. Андрейшина, учитель географии МОУ СОШ № 35, директор воскресной школы « Вдохновение» храма св. Иоанна Кронштадского.
  • Мастер-класс проходил в рамках районного фестиваля «Православные святыни Краснооктябрьского района». Наталья Алексеевна Андрейшина дала мастер-класс с детьми воскресной школы. В течение нескольких лет вместе с младшими воспитанниками школы и их родителями создается макет Каменно – Бродского Свято-Троицкого мужского монастыря. Но ребята учатся не только работать руками, в своей практической деятельности они знакомятся и устройством и историей русского православного храма. Самое главное, что процесс рассказа, показа и совместного творчества очень конструктивен и интересен ребятам. Работе над макетом предшествовали неоднократные поездки в Каменно-Бродский монастырь, подворьем которого в Волгограде является храм св. Иоанна Кронштадского. Дети и родители участвовали в богослужениях, монастырских работах, осмотрели всю территорию монастыря, включая меловые пещеры. К моменту проведения мастер-класса макет монастыря был готов. Дети «проводили экскурсии» по территории монастыря с подробным рассказом о его строениях и достопримечательностях, а затем отвечали на вопросы гостей.
    Участники мастер-класса, гости воскресной школы, выразили желание подробнее познакомиться с уникальным опытом воскресной школы по приобщению ребят младшего среднего возраста к православным святыням края. По завершению мастер-класса Н.А. Андрейшина подробно рассказала об особенностях организации данного вида работы, этапах работы над макетом, проблемах, возникающих при изготовлении крупных объектов и возможных вариантах их решения

  • Мастер-класс « Помни имя свое». Провела Е.В. Кудрявцева, учитель русского языка и литературы МОУ лицея № 1 Красноармейского района г. Волгограда.
  • Мастер-класс был проведен в профильном краеведческом отряде пришкольного лагеря лицея № 1 г. Волгограда. В течение лагерной смены семиклассники учились методике эмпирических исследований в области краеведения. Объектом исследования стали имена обучающихся лицея № 1 – 1000 человек. На каждого заведена карточка, содержащая имя и дату рождения. С этими карточками и осуществлялась работа. Исследуемый период – 1994 – 2004 годы (по датам рождения обучающихся в лицее № 1). Выяснилось, что самое распространенное женское имя в лице – Анастасия, мужское – Александр. Православному календарю (дню памяти святого) наречение имени «Анастасия» соответствует редко, «Александр» – довольно часто. Одно из объяснений – имя «Александр» часто встречается в святках. Чтобы сравнить полученные данные с современным периодом (данными за 2011 год) и прошлым веком (1911 год) дети вместе с педагогом побывали в государственном архиве и ЗАГСе Красноармейского района г. Волгорада. Краеведческая работа продолжится детьми и педагогом в сентябре в новом учебном году.
    Мастер-класс состоялся в начале лагерной смены. На занятии «Помни имя твое» Е.В. Кудрявцева познакомила детей с традицией наречения имени ребенку в дохристианской Руси и с православной традицией наречения имени, рассказала о важности наречения имени в соответствии с православным календарем, о небесных покровителях, чьи имена мы носим. Затем дети определяли соответствие своих имен со «святками», в случае несоответствия (что было практически у всех), дни своих именин. Для многих это было открытием. Появилось желание узнать о своем небесном покровителе. Этому будет посвящено одно из последующих занятий.

    Экскурсии

  • Экскурсия в Свято-Духов мужской монастырь г. Волгограда. Провела Ю.А. Мелихова, педагог дополнительного образования МОУ Центра «Истоки .
  • Экскурсия в Свято-Духов мужской монастырь была проведена Ю.А. Мелиховой для обучающихся 2, 5, 6 классов МОУ СОШ № 37. В Свято-Троицком храме монастыря ребята познакомились с самыми известными образами: Казанской Божьей Матери, Божьей Матери Скоропослушница, прп. Сергия Радонежского, свт. Николая Чудотворца и др. Узнали о волгоградском Святом – священномученике Николае Попове, мощи которого находятся в монастырском храме. Кроме церкви, школьники посетили монастырский двор, на территории которого обитают фазаны, журавли, утки, лебеди. О своих пернатых питомцах рассказал иеромонах Василиск – орнитолог по светскому образованию, который занимается разведением и уходом за птицами. Дети узнали и о том, что при монастыре находится Православный университет, духовное училище, библиотека, церковно-певческая школа.

  • Экскурсия в Свято-Духов мужской монастырь г. Волгограда. Провел С.М. Иванов, пресс-секретарь Волгоградской епархии. Педагог – Е.В. Кудрявцева.
  • Экскурсия была проведена для участников профильного краеведческого отряда пришкольного лагеря лицея № 1 г. Волгограда. С.М. Иванов подробно рассказал детям об истории монастыря, показал на карте и на местности прежнюю границу монастырского двора и построек, место, где три года назад был обнаружен вход в пространные пещеры. Затем участники экскурсии побывали в храме, приложились к иконам и мощам священномученика Николая Попова. С.М. Иванов ответил на вопросы детей о некоторых иконах монастыря и рассказал подробно о мощевике, находящемся в храме обители. В завершении экскурсии дети побывали на монастырском дворике и рассмотрели его пернатых обитателей – королевских фазанов, декоративных уточек, лебедей и других птиц.

  • Экскурсия в храм св. Иоанна Предтечи г. Волгограда. Провела З.Б. Мельник, педагог дополнительного образования МОУ Центра «Истоки».
  • Экскурсия в храм св. Иоанна Предтечи состоялась для учеников 3-4 классов МОУ СОШ № 58 г.Волгогада. Со строительства этого храма, а вернее деревянной церкви во имя св. Иоанна Предтечи, начиналась в 1589 году крепость «Царицин». Ребята познакомились с историей храма, узнали как он востанавливался и как живет сегодня, какие святыни были и сегодня хранятся в нем.

  • Экскурсия в храм св. Иоанна Предтечи г. Волгограда. Провела Ю.А. Мелихова, педагог дополнительного образования МОУ Центра «Истоки» .
  • 15 июня участником педагогической лаборатории, педагогом МОУ Центра «Истоки» Юлией Александровной Мелиховой была проведена экскурсия в храм для воспитанников летнего пришкольного оздоровительного лагеря МОУ СОШ 37 «Солнышко». Объектом экскурсии вновь стал храм св. Иоанна Предтечи. Экскурсия проходила в форме проектной образовательной игры. Участники экскурсии (дети 8-11 лет) разделились на три команды по 4 человека, и каждая команда получила свое задание. Первой команде было предложено определить, какие в данном храме имеются иконы Пресвятой Богородицы; второй команде – узнать, иконы каких Святых находятся в храме, и третьей команде – рассмотреть иконы иконостаса. Записав собранную информацию, ребята, собравшись вместе, сами должны были поочередно выступить в качестве экскурсоводов и рассказать о храмовых иконах. Ученики справились с заданием: оформив информационные листы, юные исследователи назвали почти все иконы и рассказали о них то, что знали раньше – до посещения этого храма. Юлия Александровна дополнила выступление ребят рассказом об истории появления образа. Детям было интересно узнать и о том, с какими просьбами в молитвах принято обращаться к тому или иному Святому. Экскурсанты посетили также часовню Иверской иконы Божьей Матери, которая находится во дворе храма св. Иоанна Предтечи. Там дети тоже нашли уже известные им образы.

  • Экскурсия в храм Преображения Господня Дзержинского района г. Волгограда. Провела Ю.А. Мелихова, педагог дополнительного образования МОУ Центра «Истоки» .
  • 18 июня у участников летнего пришкольного оздоровительного лагеря МОУ СОШ № 37 состоялась еще одна экскурсия в храм. На этот раз Юлия Александровна Мелихова провела детей в храм Преображения Господня, расположенный в Дзержинском районе г. Волгограда. Детям вновь предложено было разделиться на команды, чтобы найти в храме образы Пресвятой Богородицы (первой команде) и иконы святых (второй команде). Результат поисков, как и в предыдущей экскурсии, был зафиксирован командами на информационных листах и представлен в виде рассказов об иконах храма. Причем один из детей показывал иконы, а остальные рассказывали все, что знали об этом образе, дополняя друг друга. Большинство детей участвовало в аналогичной игре во время экскурсии в храм св. Иоанна Предтечи, поэтому обе команды достаточно быстро справились с заданием.
    Затем ребят ждала экскурсия по территории храма. Староста прихода Михаил показал детям колодец, вырытый на территории храма и рассказал его историю. Колодец освящен во имя прп. Серафима Саровского. Дети с радостью попробовали его святую воду. Гости побывали и на детской площадке, а точнее, на поляне, «оборудованной» самодельными деревянными качелями, лошадками и скамеечками. Самым неожиданным оказалось для детей знакомство с животными, которые обитают на церковной территории. Михаил познакомил гостей с козами, кроликами, лошадками, курами и фазанами. Таких красивых, необычных птиц дети видели впервые. Даже обычные козочки вызвали у городских детей бурную радость. Все животные содержатся в чистоте. Видно, с какой любовью ухаживают за ними. Трудно поверить, что в черте города, совсем рядом с оживленными улицами, находится такой тихий и радостный, преображенный мир храма Преображения Господня!

  • Экскурсия на святой источник Иоанна Богослова. Провела Ю.А. Мелихова, педагог дополнительного образования МОУ Центра «Истоки» .
  • 25 июня участники летнего пришкольного оздоровительного лагеря МОУ СОШ № 37 приняли участие в походе-экскурсии к реке Царица и святому источнику Иоанна Богослова. Школьники узнали, что овраг, на дне которого протекает небольшая речка и находится источник, представлял собой пойму некогда судоходной реки Царицы. Источник получил свое название по иконе, найденной в его водах, и был известен еще во время Великой отечественной войны благодаря целебному свойству воды, которой обрабатывали раны. Участники похода попили воду, а некоторые изъявили желание окунуться в купель.

    Лаборатория «Нравственные категории Православия на уроках по русской словесности».

    Заседания лаборатории

    Педагогическая лаборатория учителей русского языка и литературы действует на базе МОУ Центра «Истоки» третий год. В этом году, в рамках В рамках проекта ««Методическая подготовка педагогов к организации духовно-нравственного образования и воспитания в светских образовательных учреждениях на основе ценностей православной культуры», она получила название «Нравственные категории Православия на уроках по русской словесности».
    15 декабря 2011 года на базе Муниципального образовательного учреждения Центр дополнительного образования для детей «Истоки» г. Волгограда состоялась заседание 1 лаборатории по теме «Проблема чести и достоинства в русской литературе». Присутствовало 17 учителей русского языка и литературы г. Волгограда.
    Солиной И.А., учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 62 было рассмотрено такое понятие как диалогичность литературы, которое разработал М. Бахтин (статья «Диалогичность как понятие герменевтики» в учебном пособии «Теория литературы» 1999 г. под ред. В.Е. Хализева). Диалогические отношения знаменуют возникновение (рождение) новых смыслов. Бахтин подчеркивает, что диалогические отношения неправомерно сводить к противоречию и спору, что это — прежде всего сфера духовного обогащения людей и их единения: «Согласие — одна из важнейших форм диалогических отношений. Согласие очень богато разновидностями и оттенками». В диалоге (духовной встрече) с автором читатель, по Бахтину, преодолевает «чуждость чужого», стремится «добраться, углубиться до творческого ядра личности» создателя произведения и одновременно проявляет способность духовно обогатиться опытом другого человека и умение выразить себя.
    Изучена статья А. Варламова «»Капитанская дочка»» (http://www.foma.ru/), на основе которой можно построить урок «»Капитанская дочка» А.С. Пушкина и «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя». Вариант такого занятия представила Лосева О.В., учитель русского языка и литературы МОУ лицея № 10 Кировского района. Предложены проблемные вопросы, которые в рамках технологии РКМЧП можно разделить на «толстые» и «тонкие». Оценить глубину пушкинского произведения помогает правильно выстроенный диалог двух классиков русской литературы. Учителя предложили новые критерии сравнения: лейтмотивы, проявление жестокости, отношение к истории, сцена казни.
    Осмыслить понятия чести и достоинства в православной традиции помогла «Симфония» схиархимандрита Иоанна Маслова – по творениям святителя Тихона Задонского. – М.: «Самшит», 1996. А также «Православная энциклопедия «Азбука веры» (http://azbyka.ru/).

    24 апреля 2012 года в МОУ СОШ № 48 Ворошиловского района г. Волгограда состоялась 2 лаборатория «Нравственные категории Православия на уроках по русской словесности» по теме «Создание проблемных ситуаций на уроках литературы как один из приемов воспитания нравственной личности. (Испытание героев любовью в рассказах Чехова «О любви», И. Бунина «Кавказ», А.И Куприна «Гранатовый браслет», М. Горького «Макар Чудра» и др.). Присутствовали 12 учителей русского языка и литературы муниципальных общеобразовательных учреждений г. Волгограда, зав. кафедрой богословия Царицынского православного университета священник Владимир (Тупиков), Титова Наталья Ивановна, методист методического кабинета Волгоградской Епархии Русской Православной церкви.
    Лосева О.В., учитель русского языка и литературы МОУ лицея № 10 Кировского района, в своем выступлении «Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы» обозначила актуальность проблемы использования на уроках современных педагогических методов и приемов, представила основные концептуальные идеи технологий личностно-ориентированного образования. Механизм обучения, то есть учебный процесс, Я.А. Коменский называл «дидактической машиной». А чтобы эта «машина» привела к успешным результатам, нужно было: отыскать цели, отыскать средства достижения этих целей, отыскать правила пользования этими средствами. Сейчас главный вопрос не столько «Что мы делаем и как?», сколько «Для чего?» Особенно, если мы говорим о духовно-нравственном воспитании. Нельзя за ребенка совершать выбор или навязывать свое понимание мира. Необходимо создать такие условия, чтобы сам ребенок как субъект учебной деятельности искал ответы, был способен к саморазвитию, обращался к личностно значимым смыслам, к глубинам собственного сознания.
    В форме круглого стола состоялось обсуждение сквозной проблемы русской литературы. Очень важно правильно оценивать результаты испытаний героев любовью, учитывать, в рамках какого литературного направления создавался тот или иной художественный текст, опираться на известные авторитетные литературоведческие исследования, осторожно проводить собственную интерпретацию сложных художественных текстов, таких как рассказы А. Чехова «О любви», И. Бунина «Кавказ», М. Горького «Макар Чудра», повести А. Куприна «Гранатовый браслет».
    Раскрыть православное понимание понятий любви, свободы, воли помог отец Владимир Тупиков, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Волгоградской епархии РПЦ.
    Учителя комментировали вопросы в учебниках под редакцией В. Коровиной, обращались к биографии А. Куприна (статье Александровой Т. Л. – http://www.portal-slovo.ru), приводили примеры проявления истинной любви в современной литературе (миниатюры М. Яковлева из цикла «Фрески», стихотворения волгоградской поэтессы Е. Иванниковой).
    С обзором методической литературы на тему «Духовно-нравственные ценности христианства в пространстве русской художественной литературы» выступила Титова Н.И.

    Мастер-классы

  • Мастер-класс «Русский национальный характер в романе А. Варламова «Лох»». Провела О.В. Лосева, учитель русского языка и литературы МОУ лицея № 10 Кировского района г. Волгограда.
  • Учителем была обозначена актуальность введения этой сквозной темы, которая связывала в диалоге классиков русской литературы А. Гончарова, Н. Лескова, Н.В. Гоголя и современного писателя А. Варламова. В ходе творческой мастерской реализовывались личностные, метапредметные и предметные задачи. Была представлена наглядная презентация учебного материала, позволяющая обеспечить положительную мотивацию обучения; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; активизировать творческий потенциал обучающихся; реализовать учебные задачи с учетом дифференцированного подхода. Педагоги работали в микрогруппах, проводя интертекстуальный анализ как диалог с другими художественными текстами; сопоставляли свое решение проблемы с вариантом учителя. При этом все согласились, что старшеклассникам нельзя навязывать свое мнение, надо оставлять им право совершать самостоятельный выбор, но при этом не скрывать и своей собственной позиции. Поэтому на слайдах будет открытым вопрос, могут звучать разные точки зрения.
    Была подчеркнута многомерность и противоречивость русского характера, где добро и зло порой сосуществуют, что показывает вся история русской литературы. И творчество А. Варламова здесь не исключение. В заключение приведены слова самого писателя: «Вера в Бога – это, прежде всего, человеческая драма. Она почти всегда связана с ощущением богооставленности, с сомнениями, с поиском. А если человек достиг такого совершенства, что у него все это мучение уже в прошлом – то здесь уже нужна не художественная литература, а житие святого, агиография. Литература же всегда завязана на некий конфликт. И, на мой взгляд, если и возможно обращение писателя к теме христианской жизни, то именно к конфликтам, возникающим на этой почве. Конфликтам и внешним, и внутренним» (http://www.foma.ru/).

  • Мастер-класс «Разлад мечты и действительности в рассказах Т. Толстой» . Провела Т.Ф. Сивокозова, учитель русского языка и литературы МОУ гимназии № 4 Ворошиловского района г. Волгограда.
  • Учителем были приведены важные эпизоды биографии писательницы. Учителя создавали «визитную карточку» автора, показывая свое отношение к ее творчеству. Работая в группах, педагоги размышляли над проблемами, поставленными Т.Толстой в разных рассказах. При афишировании результатов были отмечены общие черты авторского стиля. Писательница не идеализирует русского человека. Она стремится воссоздать всю сложность и противоречивость национального характера, видя в нем больше негативного. Думается, такой взгляд обусловлен не только особенностями авторского иронического стиля и принципами постмодернистского письма, где нет четких ценностных ориентиров. Писательница лишь констатирует то, что в действительности происходит с нацией, находя причины зла, трагедии и дисгармонии в Безверии.

  • Мастер-класс «Проблема любви в рассказе Л. Петрушевской «Шопен и Мендельсон» и миниатюры «Навсегда» М. Яковлева». Провела О.В. Лосева, учитель русского языка и литературы МОУ лицея № 10 Кировского района г. Волгограда.
  • Мастер класс был проведен с обучающимися 11 класса как заключительный урок изучения современной литературы. Урок построен по технологии РКМЧП. На этапе вызова использовался прием прогнозирования текста по ключевым словам и заголовку рассказа. Познакомившись с произведением Л. Петрушевской, обучающиеся работали в микрогруппах «Критиков», «Читателей», «Теоретиков», «Музыковедов». Проблемные вопросы выводили детей на осмысление важных нравственных категорий: добра, смирения, отзывчивости. Сопоставление с миниатюрой М. Яковлева «Навсегда» из цикла «Фрески» убеждало детей в преображающей силе любви, в самопожертвовании как духовном подвиге.
    Кроме того, погружаясь в музыковедение, дети оценивали влияние музыки на внутренний мир героев. В конце урока под музыку Шопена и Мендельсона 11-классники формулировали проблемные вопросы, которые по традиции адресовали будущим выпускникам.

  • Мастер-класс «Истинный смысл любви» по сказке Г.Х. Андерсена «Ромашка». Провела С.В. Тушканова, учитель начальной школы МОУ школы-сада № 10 Кировского района г. Волгограда.
  • Мастер-класс проведен на обучающихся 3 класса и был построен на методологической основе развивающего обучения по программе Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла». Исходное отношение этого курса – это отношение автор – художественный текст – читатель. Оно соответствует концепции М.М. Бахтина о «заочном» диалоге между читателем и писателем, о «сотворчестве понимающих». Это отношение осваивается в процессе практической литературной деятельности самих школьников, которые работают то в позиции читателя, то в позиции исследователя, то в позиции автора.
    Работа в позиции исследователя строится по алгоритму «Ступени познания художественного текста», проходя которые дети от картины жизни поднимаются к характеристике героев в оценке рассказчика и выше, к конечной цели исследования – точке зрения автора.
    Первую ступень исследования текста мы называем со¬бытийной или сюжетной. Это уровень художественного образа («картины жизни») про-изведения: герои, сюжет, фабула.
    При перечитывании, акцентном вычитывании текста выявляется вторая ступень понимания текста, где дети дают характеристики героям через их поступки, осмысливаются их внутренние мотивы и переживания. На этом этапе дети срав¬нивают, сопоставляют поступки и характеры героев со своими собственными или взятыми из аналогичных жизненных ситуаций. Этот момент сопереживания с героем дает читателю возможность осмыслить внутренний мир героя и свой собственный, осознать себя как личность. Эту ступень понимания мы называем смысловой. Именно здесь ведется разговор о важнейших критериях нравственности: добро и зло, любовь и ненависть, совесть, долг, честь, правда.
    Третья ступень познания текста – понятийная. На этом этапе учащиеся стараются определить точку зрения (ТЗ) автора, которая и является конечной целью их исследования, для того, чтобы состоялся диалог «автор – читатель». Мы называем эту ступень «наивысшей точкой смысла» – то, ради чего автор со¬здает свое произведение. Здесь идет разговор о нрав¬ственной позиции автора, сопоставление ее с так называемыми общечеловеческими ценностями и нашими собственными, читательскими. Дети с помощью педагога подключаются к обсуждению важнейших философских и мировоззренческих проблем.
    Творческий педагогический метод – проблемный диалог. Проблемное обучение, требуя от учащихся принятия самостоятельного решения проблемы, самостоятельных выводов, побуждает учащихся определять свое личностное отношение к проблеме, выражать свои взгляды при решении проблемы, т.е. помогает превращать знания, усваиваемые на уроке, в собственные взгляды, выводы, убеждения. Это помогает формированию личности школьника, а именно направленности личности школьника (собственные взгляды, ценностные ориентации, свои социальные установки, идеи, идеалы, цели и т.д.)
    Все герои сказки «Ромашка» рассматриваются «исследователями» сквозь призму любви. Как проявляют себя в любви, как выражают эту любовь, способны ли любить вообще. Жертвенная любовь – какая она? В чем ее смысл? Можно ли считать ее счастливой, и нужно ли? Пытаясь ответить на эти и другие проблемные вопросы, увидеть мир зоркими глазами художника, отзываясь открытым и чистым сердцем своим на боль и страдания другого, растущий человек формирует свое духовное зрение.

    Highslide for Wordpress Plugin